Одним из наиболее значимых событий последних лет на ниве постсовковой метал-журналистики, безусловно, стал выход на сцену и громогласное заявление о себе этого нижегородского мага. Не так давно вышел уже третий номер. Кто-то расценивает это как переломный момент в развитии подобных начинаний, показатель серьезности намереяний. Хм, если придерживаться этой фразы, то возьмусь утверждать, что в случае с Fatal Forum об этом вполне можно было говорить еще в конце прошлого года. По выходу второго его намбера. Впрочем, судите сами. О фатальных особенностях, а также о журналоиздательстве в целом в интервью с человеком, единолично тянущим лямку этого журнала.

 


Павел Глумин- Привет, Павел! Не расскажешь ли нам для начала, как прошло твое посещение Metal Heads Mission (первое, если не ошибаюсь?) и официальное представление там третьего номера Fatal Forum? Как ты сам оцениваешь плод своих усилий по прошествии некоторого времени?


- Приветствую, Sather. Во-первых, благодарю за проявленный интерес к моей персоне. Действительно, в начале минувшего августа я побывал на Украине. Впрочем, я не сразу поехал в Крым. Первым пунктом был Киев. Там с помощью менеджера MENTAL DEMISE Эда Еременко, встретившего меня на вокзале (к слову, пока ждал его «под часами», мимо с парочкой кобельков по бокам продефилировала та самая фифочка… беленькая… из грайндового ансамБЛЯ ВИА ГРА :)), заселился в заранее забронированную им уютную однокомнатную квартирку на бульваре Шевченко - по сути, в центре города. Вскоре мы с Эдом (дикий респект, демон!) уже инспектировали историческую часть Киева. Ударили по хорошему красному вину. Культурно, короче, отдохнули.

На следующий день созвонился с Игорем Листопадом, гитаристом киевской брутальной формации FLESHGORE (по моему убеждению, именно эта команда наравне с MENTAL DEMISE является сейчас бесспорным лидером украинской дэт-грайндовой сцены). Уже через пару часов мы встретились с группой в кафе «Домашняя кухня» (которое, и сейчас я это понимаю, все же рулит… :)). Потом ребята повели показывать мне центр Киева. Я был просто восхищен знанием драммером флэшгоров Максом своего родного города. Чувствовалось, что человек искренне любит его – он был в курсе, в честь кого поставлена там любая историческая каменюка, стоило только ткнуть в нее пальцем. Расстались поздним-поздним вечером, истоптав все ноги… Вечером 5-го августа FLESHGORE проводили меня на вокзал, на поезд Киев-Евпатория. Как выяснилось чуть ранее, мы ехали в одном составе все с тем же Эдом, его супругой Олей и его друзьями. Только они в 1-м вагоне, а я в 13-м… Впрочем, расстояние монстрам не помеха, и в итоге я дошел-таки до их купе, где и завис часика на три, до глубокой ночи. Возвращался к себе в вагон несколько нетрезвый и предвкушающий «Солнышко» (действительно, то была моя первая поездка на этот фестиваль)…

Именно на территории развлекательного комплекса «Солнышко», что раскинулся на самом берегу Черного моря между Евпаторией и Симферополем (9 км до первого города и около 70-ти – до второго) и был устроен пятый по счету Metal Heads Mission Fest, организатором которого выступил басист все тех же MD Сергей Иофик, красующийся со своим «пятиструнным бубеном» на обложке моего третьего номера. Спрыгнув с поезда на одной из крохотных станций, наша компания пешкодралом скоро добралась по утреннему солнышку до места проведения мясорубки. Вселившись в заранее благородно забронированный для меня номер мотеля (потом я неоднократно молился гаду, что номер этот был с кондиционером), несколько часов отдохнул и направился осматривать территорию. И началось… Поначалу мне казалось немного странным, что люди узнают меня. Происходило это примерно следующим образом: чел подходит сбоку, внимательно смотрит и вежливо вопрошает: «Извините, а вы не Павел Глумин?» Как правило, через несколько секунд в дело вступали эмоции… Нет, нас самом деле просто замечательно было встречаться в реале с людьми, со многими из которых знаком по переписке уже не первый год. Ну а вечером в день перед концертом в открытом кафе «Сомелье», которое расположилось через дорогу от комплекса, началось настоящее движение. Там собрались, так сказать, сливки «эсэнговского» метал-сообщества – лидеры банд, лэйблов, представители специализированных масс-медиа.

Ну а на следующий день – фестиваль. И на второй – тоже… Посмотрел я, конечно, отнюдь не все банды (боюсь, что даже не больше половины выступавших), но одно было понятно сразу – откровенно «безруких» музыкантов на фесте не было. Музыка той или иной команды могла мной активно не восприниматься (та же RASTA, к примеру), но в профессионализме владения инструментами отказать никому было нельзя. Из тех же, кого хочется отметить особо, назову MENTAL DEMISE (танки!.. так по-звериному отработать свой сэт, и это при том, что все члены банды были в той или иной мере заняты в решении множества организационных вопросов, касающихся феста…), поляков NEOLITH, нижегородцев DIVERSIA, питерцев TARTHARIA, ярославцев I CUM BLOOD (за исключением порой откровенно не державшего ритм барабанщика)…

Многие музыканты жаловались на качество звука на сцене – некоторые слышали себя лишь в отражении «от металлоконструкций». Но в зале саунд был очень хороший – особо маньячный народ постоянно тусил у порталов, хе-хе… Что еще запомнилось? Отличная атмосфера. Знаешь, не хочу сравнивать это с каким-то хипповским «братством», но нечто похожее – может быть… Все там были свои… Очень много волосатых голов, однако! Позабавило еще и то, что приезжавшие в каждый из дней ближе к вечеру из Евпатории на УАЗике сотрудники милиции просто закрывали машину и уходили… отдыхать… Просто они знали, что ничего грязного не произойдет. И они были правы. Нет, конечно, уставшие «угольки» регулярно устилали с наступлением темноты территорию, но им никто не мешал «расслабляться». В конце концов, стать на время поросятами – это был их выбор… И 9-го числа я уезжал с феста с искренним сожалением. И надеждой, что снова окажусь там. Ну а насчет представления свежего, третьего номера FATAL FORUM фанам… Перед началом сэта MENTAL DEMISE Серега Иофик со сцены показал людям журнал и объявил о его выходе. Спасибо ему. Конечно, я отлично понимаю, что в тот момент большинству разгоряченных металхэдов было абсолютно по барабану на этот момент, и они жаждали только одного – муз. мяса. Но всё хлеб, хе-хе…

Не так уж и много времени – чуть больше месяца – прошло с момента выхода нового номера FF, но, уже неоднократно проанализировав все его достоинства и недостатки, могу без ложной скромности признать – выпуск удался по всем параметрам. И по уровню верстки, и по качеству бумаги и печати, и, хочется верить, по журналистскому мастерству… Когда журнал вышел, я был, признаться, опустошен – и морально, и (к счастью, на минералку еще чуток оставалось…) материально. Но в то же время невероятно удовлетворен – я действительно сделал это. Свежий номер – это как твой новорожденный ребенок… И самое главное - я делаю FATAL FORUM честно и искренне. Пишу о тех командах, которые мне действительно нравятся, а не о тех, которые навязывают лэйблы под угрозой отказа в размещении рекламы. На обложке, в шапке есть строчечка – «Подземное издание о стальных звуках». И это так.



- Читая частенько в твоих интервью вопросы о том, как все начиналось для интервьюируемого, не менее интересно для меня было узнать, как и когда ты сам пришел в мир экстремальной музыки.


Fatal Forum - Issue #1- Сейчас мне 27 лет. Честно говоря, слушать метал начал уже в достаточно взрослом возрасте – где-то в середине 90-х. Помнится, первыми были пиратские кассетки с парой альбомов MANOWAR. Между прочим, под вещицу последних «Guyana» и сейчас не прочь пустить скупую «металлургическую» слезу… :) Потом пошло по нарастающей, все серьезней и глубже. Я понимаю, когда говорят, что нужно чтить традиции, но, к примеру, для меня те же старички BLACK SABBATH или IRON MAIDEN не значат ничего. Я говорю это искренне, без опасения быть осмеянным «ветеранами». Я – человек, нырнувший в этот бетонированный бассейн в 90-х годах, и гораздо больше эмоций вызывает у меня агрессия DEEDS OF FLESH или меланхоличность DESIRE …

Ну а делать для метал-сцены что-то большее, чем просто покупка в промышленных количествах кассет и дисков :), возникла у меня, если не ошибаюсь, в начале 2001 года. Тогда я уже был вполне в курсе того, что такое метал-андеграунд, и появилась задумка выпускать собственный ньюслеттер. Первый номер оного, представлявший из себя тиражированный на принтере двусторонний листочек формата А4, вышел летом того же года, одновременно с первым кассетным релизом одновременно рожденного FATAL FORUM Productions – альбомом «In The Name Of Moonlight…» нижегородской дэт-блэковой команды CROWNTHORN. Осенью вышли три новых MC-релиза – россиян CRAZER, THOUSAND TRIBES и эстонцев SCAVENGER (сейчас SYMBOLIC STATE) и второй номер леттера – на этот раз уже в виде 20-страничного создания формата А4. Ну и в начале лета 2002 года я реализовал еще три кассеты – команд DEATHONATOR, SOCIAL DEFORMITY и DR.FAUST. Это были последние релизы моего продакшна, который я решил вскоре закрыть. Причин было несколько, главная из которых – желание полностью сосредоточиться на работе над FATAL FORUM’ Magazine. Первый номер оного, типографски отпечатанный на 60 полосах формата А4 и с черно-белой мелованной обложкой был издан одновременно с последними релизами лэйбла, в июне 2002-го. Второй номер планировался мной на февраль следующего года, но, как известно, человечек предполагает, а обстоятельства располагают… Из-за необходимости уехать в длительную командировку как раз в феврале 2003-го издание «намбера ту» отложилось более чем на полгода. Впрочем, это дало мне лишнюю возможность более тщательно, чем в первом выпуске, подойти к подготовке интервью и написанию рецензий. Итак, в октябре 2003-го второй номер FF увидел окровавленные перчатки гинеколога. Дитё выползло упитанным – 120 страниц и уже с полноцветной обложкой… Ну и самый свежий мой номер, третий, - август 2004 года. Рецензия есть на вашем ресурсе, хе-хе…



- Насколько я знаю, ты не дилетант от печатного ремесла. Журналистика и в настоящее время является твоей основной профессией? Какие преимущества, по твоему мнению, это обеспечивает тебе в работе над журналом?


- Да, я профессиональный журналист. Причем, профессионализм в моем понимании заключается не во владении дипломом вуза (ведь нередко он только дополнение к пустой голове…), а в зарабатывании денег на жизнь той или иной специальностью. Я специализируюсь на марании газетной бумаги. У меня нет журналистского образования, но, помнится, публиковаться в газетах начал в 17 лет. Через несколько месяцев уже был в штате одной из нижегородских газет. Так и покатило. В общем, я практик, который решил не тратить пять лет – они мне пригодились для другого… Так вышло, что сейчас я работаю очень далеко от родного Нижнего Новгорода – в Анадыре, столице Чукотского автономного округа, в местной окружной газете «Крайний Север». Что будет дальше – посмотрим, это всегда интересно, хех. Ну а преимуществ при подготовке FF знание многих нюансов профессии дает очень много. Самое главное – умение грамотно и со вкусом складывать слова в предложения. Все остальное, как правило, прикладывается с опытом. Он у меня уже достаточный, но я, безусловно, постоянно учусь, узнаю что-то новое в своей профессии – иногда это радостные открытия, порой – гнетущие… Впрочем, это уже тема для совсем другого разговора.



- Имеет ли место определенный порядок, в соответствии с которым происходит подготовка материалов для номера? Эта мысль приобретает здравый смысл в связи с тем обстоятельством, что на время твоего отсутствия в Нижнем приходящую корреспонденцию работники почты, по всей видимости, вынуждены просто складировать в каком-нибудь специально выделенном уголке служебных помещений.


- Вся корреспонденция приходит на мой абонентский ящик на нижегородском Главпочтамте, и ее регулярно (в мое отсутствие) забирают мои родные. Примерно раз в два месяца вся почта с оказией доставляется мне. Когда же я приезжаю в Нижний в отпуск, то, естественно, сам получаю все адресованные мне отправления. Ну а определенный распорядок подготовки номера действительно имеется, несмотря на вполне логичную апериодичность издания. Вначале я составляю список команд, с которыми хотел бы сделать интервью для будущего номера. Затем связываюсь с группами по «мылу». Никаких отказов, как правило, не бывает – это андеграунд, где нет места пафосным «светилам». Хотя некоторые личности изрядно тормозят. Так, недавно мне пришло согласие на интервью от шведских думстеров MEMORY GARDEN. Отличная команда, правда запрос на беседу я высылал ее лидеру Саймону Йоханссону еще в январе нынешнего года, хе-хе… Но порой встречаюсь и с другим типом поведения. Так, по весне я собирался сделать инти с янками DYING FETUS. Согласен, банда уже успела засветиться чуть ли не в каждом метал-маге, но они для меня достаточно интересны, и это было главной движущей силой моего запроса. Гитарист/вокалист Джон Галлахер ответ прислал оперативно, но что это было за письмецо! «Мы не даем сейчас интервью по e-mail. Договаривайся с нашим пресс-агентом о телефонном интервью». Хм, теперь я понимаю людей, которые говорят, что у многих нынешних «звезд» метал-андеграунда давным-давно атрофировано чувство единства и понимания значения слова «подземелье»… Так, о чем то бишь я? Ага, интервью. После того, как по тем или иным причинам список запланированных в номер банд худеет и «устаканивается», я начинаю делать эти интервью. Всё это занимает немало времени, особенно с теми клиентами, которые не отличаются особой общительностью – таким приходится порой по несколько раз высылать дополнительные вопросы, чтобы уточнить для себя до конца тот или иной нюанс. После того, как практически все интервью отписаны, я приступаю к созданию рецензий. Отрабатываю их в алфавитном порядке, как они потом и размещаются в журнале – так для меня намного удобнее. Хотя, конечно, порой бывают исключения, когда мне просто не терпится накатать ревью на какой-нибудь поразивший меня альбом группы с именем на, допустим, S (в то время как я нахожусь в самом начале «рецензионно-ревизионного» процесса)…



- Существует ли какой-то процент брака? Уже готовых интервью, отправленных в корзину вследствие каких-то траблов?


- Уже готовых? Ммм… нет, не припоминаю. Было несколько интервью, застопорившихся на полпути (группы банально не присылали ответы на вопросы, хотя и обещали сделать это), но такого, чтобы уже готовый материал отбраковывался полностью и не включался в номер – нет.



- С активным развитием и более менее свободным доступом к интернету сфера русскоязычной музыкальной прессы получила свое развитие именно в сети. Количество веб-изданий сейчас значительно превышает число печатных, хотя они зачастую и уступают последним по качеству представленных материалов. Как ты думаешь, может ли при благоприятных внешних обстоятельствах это сетевое сообщество стать своеобразной кузницей кадров для традиционной ипостаси metal-изданий? Мысли о хард-копи не так уж и редко приходят в головы вебзинщиков...


- Я, безусловно, читаю большинство отечественных сетевых метал-порталов. К сожалению (и прошу не воспринимать это за снобизм), частенько уровень владения словом наших «журналистов», специализирующихся на метале, вызывает лишь печальную улыбку. Не секрет, что те же боссы лэйблов предпочитают сотрудничать с печатными изданиями гораздо больше, чем с инетовскими. Понять их не трудно – человек, который (качественно) издает журнал, затрачивает огромное количество своего времени и ресурсов. Он как на ладони, весь его профессионализм и посвящение. Не хочу говорить ничего плохого про вэбзины, но сейчас, с условием овладения необходимыми технологическими навыками, создание подобного портала – не столь уж и трудное дело. Вот задача его поддержания в рабочем состоянии, вопрос оригинальности и, прошу прощения за банальность, «чтивности» - гораздо сложнее, что вполне естественно. Кузница кадров? Если человек умеет писать интересно и со знанием материала, то какая разница, где он будет применять свой талант – в онлайновом издании или в традиционном, печатном? Вот только не вижу я что-то достаточного количества печатных андеграундных метал-журналов на наших территориях. С минским М-журналом в последнее время творятся какие-то организационные непонятки, юмористическо-готХический маг «Дарк-Сити» я уже давно перестал относить к метал-сцене… Наверное, достоин упоминания украинский Terroraiser… черт, а ведь и все… Печально это.



- К чему должен быть готов человек, решивший замутить собственный печатный зин?


- К многочисленным трудностям. Жаль, что преодолевают их немногие – лично я знаю несколько случаев, когда люди горели желанием создать свой печатный метал-зин, но их пыл быстро остужался – итоговым ли пониманием того, СКОЛЬКО денег (собственных, не дяди Васи-доброго человечка) улетит в эту дыру, нехваткой ли времени… Это по-настоящему затратное дело. Я смело могу назвать себя фанатиком: я трачу свои финансы на FATAL FORUM, почти все свободное время. На что рассчитываю? Естественно, я получаю удовлетворение как от процесса создания интервью с уважаемыми мной командами, так и от написания рецензий на любимую музыку – без этого какой смысл? Также постоянно нахожусь в курсе всего того, что происходит на метал-сцене, имею возможность слушать подавляющее количество новинок (большинство из которых в последнее время, впрочем, отнюдь не радуют). Ну и, естественно, осознание того, что моя работа в той или иной мере помогает молодым (и не только) и талантливым актам находить в андеграунде новых слушателей, тоже имеет большое значение.



- У тебя наверняка имеется достаточный опыт общения с представителями специализированных изданий со всего света. Насколько велики и в чем заключаются основные различия между нашими издателями и редакторами журналов хотя бы той же Восточной Европы?


- Убежден, что все же определенно необходимо разделять метал-журналы и метал-фэнзины. В той же Европе хватает журналов (глянцевых, «пузатых»), являющихся плодом усилий не одного фанатика метала, а полноценных редакционных команд. Журналов, которые являются коммерческим продуктом и созданы отнюдь не поддерживать металовый андеграунд, а окупать свое существование и зарабатывать денежки. Мне, естественно, ближе по духу фэнзины. Впрочем, слово это отнюдь не является синонимом ужасной полиграфии, отвратительного дизайна и безграмотности редактора. Современные метал-зины зачастую сработаны очень качественно по всем техническим параметрам, и здесь на первое место выходит уже то, что можно назвать посвящением человека. Например, в Болгарии издается BRUTALLICA’ Magazine. К сожалению, я не видел его первых номеров, поэтому не могу ничего сказать о том, насколько искренни были в них люди, пишущие в этот маг. Но последние его выпуски меня глубоко разочаровали. Пожалуй, я не встречал еще в зарубежной метал-прессе более бездарных, а порой зачастую и лживых рецензий и безынтересных, сделанных словно на конвейере интервью. Там все делается для того, чтобы угодить лэйблам, проплачивающим на страницах этого издания свои рекламные блоки. Тотальное лизание сфинктера… Ну а если говорить об издателях честных (прежде всего по отношению к себе) зинов, то я не вижу особых различий между «нашими» и «не нашими». Все мы – абсолютные адепты настоящего метала. Люди вкладывают в свои печатные детища уйму сил, финансов и времени. Когда я вижу качественно сделанный зин (как пример – венгерский SHRUNKEN & MUMMIFIED, чья принтерная блеклая печать вызывает улыбку, но в материалах которого чувствуется ИНТЕРЕСНАЯ ЛИЧНОСТЬ редактора), то всегда готов налить коллеге стакан кефира :).



- Между двумя последними номерами FF наблюдается эдакая маленькая пропасть в отношении полиграфии. Сегодня вполне возможно добиться такого качества и в провинциальных типографиях, лишь бы водились хрустящие бумажки в кармане, или тебе все-таки пришлось помотаться?


- Действительно, полиграфическое исполнение второго и третьего номеров – небо и земля. Во многом это произошло из-за того, что при печати третьего номера (все делал в одной из нижегородских типографий) я потратился еще и на полный фотовывод всех полос, что просто кардинально улучшило визуальное восприятие иллюстративной части номера. Естественно, общая стоимость тиража из-за этого значительно повысилась. Но и сейчас я убежден, что это стоило того. В конце концов, FATAL FORUM – не коммерческий проект, и согласись, приятно, когда в будущем будет что вспомнить. И с удовольствием подержать в руках, добавлю. Ну а очень качественную полиграфию сейчас без проблем можно получить и в том же Нижнем Новгороде – были бы деньги. Если бы они у меня водились без счета, естественно, FF давно был бы уже регулярно издающимся журналом, с роскошной, покрытой ламинатом обложкой, полностью полноцветным и приятно шелестящим глянцевыми страницами. Мечтать не вредно, хех…



- При выполнении таких объемов работы всего лишь одним единственным человеком неминуемо возникают различного рода повторения. В особенности это касается схожести вопросов интервью, вызывающих предсказуемость в направлении развитии разговора. Каким образом ты стараешься ломать эту негативную тенденцию?


- Пытаюсь не задавать идентичных вопросов :). Естественно, это касается фразеологической «обертки» - смысл изредка бывает похожим, что вполне логично. Но здесь опять же уместно вернуться к профессионализму того, кто задает эти самые вопросы. Я стараюсь выкладываться по полной. Никакой халтуры быть не может – ведь это то, чему посвящаешь всего себя. Бывает, к слову, и так, что вопросы интервью рождаются очень долго, в течение нескольких дней, особенно когда знаешь, что отвечать на них будет очень умный человек. Само собой, при подготовке интервью немаловажное значение имеет и собранная об интервьюируемой персоне информация. Этому я всегда уделяю огромное внимание.



- Верстка. Такой непонятный для рядового человека термин, обозначающий, тем не менее, основополагающий, наверное, технический процесс при создании любой печатной продукции. Этому трудно выучиться?


- Думаю, что стать профессионалом в этой сфере нелегко, но при яростном желании нет ничего невозможного. Но не мне об этом судить, так как в процессе верстки материала я мало что понимаю. Все номера моего журнала были сверстаны профессиональными дизайнерами. Естественно, последний, третий номер – это просто конфетка в визуальном плане, и я не считаю зазорным говорить об этом. Дизайнер Данила, с которым мы работали над созданием сего 158-страничного монстра, проявил себя с наилучшей стороны. Всегда здорово, когда человек не просто выполняет то, что ему говорят, но и душу вкладывает в дело, постоянно предлагая какие-то собственные идеи. Конечно, я тоже не оставался в стороне, и активно участвовал в процессе в качестве «карающей длани», хе-хе. Давал советы по размещению логотипов, заигрыванию их на полосе с фотографиями, применению тех или иных графических эффектов… Все это принесло свою пользу.



- Журнал развивается, становится известен все новым людям по обе стороны границы. Количество приходящего от издателей материала должно только увеличиваться, что наглядно и демонстрирует третий выпуск. Ты выдержишь такой темп?


- Надеюсь, что да. Действительно, сейчас о FF знают практически в каждом активном на глобальной метал-сцене лэйбле. Корреспонденция у журнала достаточно большая – сейчас в месяц приходит до 15 промо-пакетов от рекорд-компаний, не говоря уже о бандеролях от отдельных групп. Это радует. Напрягает? Не скрою, последние несколько недель перед сдачей в печать каждого номера бывают по-настоящему стрессовыми. Но все это затем компенсируется многократно. Так что силы на продолжение работы пока наличествуют. Весь вопрос в том, насколько стабильной будет в будущем моя финансовая ситуация, чтобы продолжить позволить себе столь дорогое хобби…



- И последнее, Павел. До сего момента тебе удавалось разнообразить каждый намбер, привнося в него новые фишки. Может на чей-то взгляд это и не так, но мои собственные впечатления говорят именно об этом. Итак, свежие идеи уже роятся в твоей голове?


- Этого добра хватает. Креатив, как говорится, прёт изо всех щелей. Спасибо тебе за оценку моей работы, я действительно стараюсь сделать свой журнал как можно интереснее. Банальщина, но вернее и не скажешь. Благодарю за интервью и удачи в делах.



Официальный сайт: www.fatalforum.ru


Sather Morgul, 23.09.2004

© Demogorgon, 2004
Назад