Вы когда-нибудь задумывались о судьбе doom metal в России, о смысле словосочетания «русский дум», вообще? Да, во второй половине 90-х сильных групп у нас было не так уж и мало. Да, были разговоры о их близком выходе на новый, мировой уровень. И что в итоге? Многие благополучно упокоились навеки, другие же не имеют сейчас к думу никакого отношения или пребывают в совершенно непонятном состоянии. Большинство бывших тогда на слуху команд попросту исчезли, оставив по себе смутные воспоминания потомков. Отчасти положение скомпенсировалось - вперед выдвинулись пребывавшие доселе в тени более именитых собратьев представители той самой первой волны, вызывая нередко восклицания навроде: «Но кто они, откуда…?». Однако, по большому счету все начинается сначала… И в этих обстоятельствах очень радует появление новых имен. Несмотря ни на что! Ведь именно им, новому поколению, в самом ближайшем будущем и предстоит доказывать на деле, что это странное, непривычное на слух словосочетание, о котором я говорил чуть выше, не является всего лишь плодом нашего воображения.

 


Окончательное оформление питерской группы Inter Arbores в полноценную «творческую единицу» произошло в сентябре 2003 года. Но основатели группы, Павел и Михаил, познакомились еще в старших классах. Увлекаясь различной тяжёлой музыкой, они сошлись на желании посвятить себя ей... Как и многие музыканты, на первых порах пробовали играть в разных стилистиках, но зов сердца призвал их остановиться на печальных пустошах doom'a. В это время Павел усиленно занимался гитарой, а Михаил питал страсть к вокалу. Постепенно пришла идея искать людей, разделяющих "безнадёжные" темы в музыке. Первой к ним присоединилась бывшая одноклассница, скрипачка Василина. Втроём они заложили фундамент первых композиций. Лирикой занимался Михаил, музыка, в основном, принадлежала тогда Павлу. Так рождалась песня «From the Silence to the Scream Unheard». Несколько месяцев спустя в состав вошёл второй гитарист Олег. Дело пошло быстрее. На некоторое время у будущей группы появился басист, и для полноценных репетиций не хватало только ударника. В этом им повезло...

Итак, в сентябре 2003 года они отыграли первую полноценную репетицию. Но вскоре, из-за творческих разногласий от группы откалываются скрипачка Василина и басист. Не растерявшись, музыканты тут же находят замену: в состав включён скрипач Антон. На сегодняшний день состав группы таков:

Михаил – вокал
Павел - гитара
Олег – гитара
Александр – ударные
Антон – скрипка

 

На вопросы отвечал вокалист группы Михаил.



- Привет! В стартовом интервью, опубликованном на сайте группы, проскальзывала информация о первой записи Inter Arbores под рабочим названием «Тихий плач деревьев». Закончить работу над ней вы планировали еще к середине прошедшей уже весны… В чем возникла загвоздка, и на какой стадии работа находится сейчас?


- На самом деле, это название будет носить полноформатный альбом, материал к которому уже в процессе разработки. Что касается записи, то это будет MCD, состоящий из 5 композиций, которые НЕ войдут на следующий альбом. Это песни, сочинённые в первые месяцы существования группы и отыгранные на осенних концертах. Предварительное название MCD – «Funerare Arbores».

Без трудностей и загвоздок тоже не обходится. А объясняется всё крайней занятостью коллектива, небольшими неполадками на студии и высокими требованиями к качеству записи. Сейчас прописаны ударные и гитарные партии… дело за скрипкой и вокалом.



- Не стану делать секрета из того, что сам еще не слышал вашей музыки. Но почему вы не выложили в сеть хотя бы несколько «черновых набросков»?


- Я считаю, что выкладывать «наброски» просто не имеет смысла. Ведь то, что будет выложено на сайте будет, собственно говоря, картинкой, первым впечатлением о нашей группе… Согласитесь, нехорошо выходить к гостям, не наложив макияж…



- Небезынтересно наконец-то узнать в каком из ответвлений дума вы работаете…


- Вопрос интересный…Тут я буду говорить прежде всего от своего лица. Мнение группы может отличаться от моего. Скажу сразу, я не буду произносить всяческих «избитых» вещей о том, что я – музыкант, «свободный художник», «моё дело играть…», «..а задача слушателя – определять стиль», и так далее. Я играю музыку, которая ближе мне по духу… и… волею судеб… такой является Doom. Именно в этом стиле сосредоточена вся энергетика, вся эмоциональность, вся жизнь и вся смерть, все чувства и вся апатия, чистейший разум и полное безумие… Когда переживаешь своё «творение» - только тогда оно может быть искренним. Только при искреннем созидании может быть искреннее внимание и искренние отзывы… Поэтому я, лично, не понимаю музыкантов, делающих музыку, заранее предназначенную НЕ для связи музыканта-слушателя… Ведь если ты не реализуешься в своём творении – ты либо величайший лжец, иль величайший же глупец…

Но что-то я ушёл от темы. Так вот, определить наш стиль довольно непросто человеку со стороны. Многие слышавшие нас (не очень сведующие в особенностях жанра) люди называли наш стиль – funeral… Такое определение, скорее всего, преждевременно. Да, конечно, какие-то элементы «похоронного» у нас присутствуют, но в целом музыка несёт в себе другую идейность. Я бы охарактеризовал её как atmospheric death/doom with funeral influence.



- Посредством какого языка вы выражаете эту самую идейность? Русскоязычное название будущего полноформатника поневоле наталкивает на мысль о возможности использования лирики на родном языке.


- В данный момент у нас есть одна песня на английском, одна на латыни… остальные же – на русском. Мне, как автору лирики, намного проще выражать свои мысли и чувства на родном мне языке… Многие отечественные (так же, как и исполнители ближнего зарубежья) начинают писать сразу на английском… Может, из-за каких-то комплексов своего языка, может, из-за желания сразу прорваться на мировую сцену… Не знаю. Я считаю, что никакой из языков не является столь богатым, многозначительным, каким является русский…

Проблема может состоять в том, что многие русские слова и словообороты слишком приелись уху, чтобы удивлять, шокировать, действовать на людей… Моя же задача - облачить свои мысли в одежды новизны, играть со словами, чтобы те подчинялись мне и создавали образы для слушателя. Углубляясь в смыслы слов, мы можем орудовать «оболочками» как хотим… Мы можем лить реки эмоций, поражающих слушающего… но… поймёт тот, кто УЖЕ понимает и тот, кто хочет понять… В итоге – No way out… Тотальное непонимание.



- В каких условиях вы пишитесь? То есть под студией ты подразумевал так называемую home studio или же одну из рекомых «профессиональными»?


- «Профессиональные» студии нам, к сожалению, пока не доступны вследствие дороговизны записи… К тому же, смущает тот факт, что уровень записи и различные «фишки» - всё будет зависеть формально от нашего желания, но фактически – от звукооператора… Даже великие My Dying Bride задумывали свой дебютник «As the Flower Withers» совсем не так, каким на выходе он оказался…

Нам хочется экспериментировать и добиваться чего-то особого в саунде… а это возможно только если мы возьмём весь процесс в свои руки. Так «наши руки» работают на home studio нашего ударника Александра под названием «Dark Beauty Studio»… Там мы допишем наш MCD. Дальше - будем думать по обстоятельствам…



- Разъясни ситуацию относительно вашего своеобразного сплит-бэнда с музыкантом из дружественной дум-дэтовой капеллы Ere Beautys Dead под названием «Лица скорбящих». В чем заключается это «воплощение смелых и экстремальных задумок по поводу стиля»?


- Ситуация, на самом деле, довольно комична. Комична она тем, что костяк этих трёх думовых команд (Inter Arbores, Ere Beautys Dead, Vultus Dolosi (новое название группы «Лица Скорбящих») составляют одни и те же люди. Я (вокал, блокфлейта), Павел (гитара, бас), Александр (гитара, ударные)… То есть эти три человека входят в состав каждой из команд (правда, играя на разных инструментах)… Такая большая грустная семья.

Vultus Dolosi («Лица Скорбящих») состоит из трёх уже перечисленных музыкантов. Что это будет за музыка? Ну, собственно говоря, это будет Doom в его экстремальном проявлении… Уже готова пара композиций и, глядя на них, можно сказать, что это будет ультра-медленная, депрессивная funeral-симфония… Но вся уникальность состоит в общей тематике группы – это будет, прежде всего, некое действо… вся музыка будет представлять собой церемонию погребения… соответствовать будет и лирика. Кратко я бы охарактеризовал стиль как solemn ceremonial funeral doom.



- Удивительное дело, до некоторых пор я вообще не встречал каких-либо намеков на российский funeral, а тут сразу несколько групп новой волны или уже вовсю «умирают» с гитарами в руках, или же питают к тому определенные намерения. Чем бы ты мог объяснить это?


- Скажу честно, я тоже. Для меня это тоже некая загадка… Ведь funeral, собственно, имеет истоки с тех же самых 90-х годов, как и более распространённый death\doom… Даже не знаю, возможно, это связано с тем, что среди действующих европейских групп чуть больше funeral’ных… Однако же, если посмотреть на большое число команд, исполняющих stoner и traditional doom, то возникает вопрос – где можно найти множество команд этого стиля в России? А вообще, две команды ещё не показатель…



- Но хотя бы уже что-то! А часть лирики для Vultus Dolosi также будет выполнена на русском языке?


- Вся лирика группы будет на русском. Лирика написана мной уже ко всему предполагаемому альбому… Одна из песен содержит довольно «необычную», тематическую лирику… Но об этом я пока распространяться не буду… Увидим, что получится.



- В одном из своих интервью шестилетней давности Мартин из Sorrowful God произнес: «…doom стал своеобразным мейнстримом, что сильно срубает, так как большое количество команд понятия не имеют о законах жанра и стараются лишь медленно играть и заунывно рычать». Твое понимание этой фразы?


- Честно говоря, я тоже не имею понятия о законах жанра… Может, кто-то мне их объяснит? Имеет ли законы музыка? Или она – свободное искусство? Можем ли… нет, должны ли мы ограничивать искусство некими иллюзорными рамками непреклонного слова «ЗАКОН»? У нас много вопросов…но отвечаем мы обычно натёршими уже оскомину фразами, что всё в мире «субъективно», сколько людей – столько и мнений… и подобная околофилософская чушь…

К моему глубокому сожалению, в те времена, когда Дум был мейнстримом я был слишком ещё мал… Обратите внимание – заявление было сделано 6 (!) лет назад… конец великой эры. Начало «великого ухода» европейских дум-актов…

А что сейчас? Дум – отнюдь не мейнстрим… Да. В Америке есть Traditional. Да. Есть небольшой бельго-французский кружок… Есть такие мастера-одиночки, вроде Stijn van Cauter, тянущие на своём горбу «умирающую кобылу» по кличке Doom… Но… не более того.

А что сейчас? «Медленно играющих и заунывно рычащих» становится всё меньше, и мы по крупицам собираем те небольшие искорки огромного костра 90-х…

А что сейчас? Так немного уже людей теперь, которые согласны посвятить себя подобному творчеству… так что надо «вытягивать» любые старания.



- Знаю, что из питерских думовых составов прошлых лет ты очень высоко ставишь Painful Memories, а как относишься, скажем, к Great Sorrow времен «Dreams... Solitude, Silence»?


- Да, действительно, Painful Memories – одни из лучших не только на питерской сцене, но и на российской (и, в принципе, могли бы конкурировать и на Западе). Отлично сыгранный материал, классический дэт\дум без налёта трэша, панка, «готики», присущего другим отечественным дум-командам. Жаль… команда записала один замечательный альбом, но в связи со смертью одного из участников - распалась…

К моему великому стыду, я не слышал творения Great Sorrow… Но однажды я побывал на их концерте в одном из питерских клубов… Моему разочарованию и негодованию не было предела… Я шёл, надеясь услышать что-то достойное внимания (потому как ранее слышал о «думовых» творениях Great Sorrow), а получил порцию второсортного хэви-метала… обидно. Вообще, ситуация с дум-металом в Петербурге плачевная… Об этом можно судить по предыдущему вопросу о трёх «переплетённых» группах… Поэтому мы всеми силами пытаемся разыскать дум-акты в нашем городе, найти друзей по музыке, создать небольшой кружок групп для общения и совместного выступления… Остаётся загадкой количество людей, которое придёт на подобный концерт…



- Кроме вышеуказанных коллективов я слышал о существовании всего лишь одной действующей, якобы думовой, группы из ваших краев – Dominia. Что можешь сказать по этому поводу? Есть ли чем пополнить этот импровизированный «список» для представления здесь настолько полной картины, насколько в настоящее время это возможно?


- Ха-ха… Да уж… То, что они играют doom – это какой-то миф. Не знаю, кем он придуман, но doom’ом я бы их никогда не назвал. То, что я видел и слышал было больше похоже на какую-то клоунаду… может, конечно, я очень консервативен, но читать рэп под бой там-тамов и называть всё это действо думом – извините…

Ещё, конечно, надо упомянуть death/doom команду Ere Beautys Dead… Весьма достойная группа, работы которой, я надеюсь, скоро появятся на нашем сайте…

Хотелось бы упомянуть команду, игравшую вместе с нами первый концерт. Группа Eutanasia исполняла медленный, минималистичный doom/death… я поддерживаю с музыкантами связь, но их сегодняшний стиль мне пока неизвестен…



- Кстати, о концертах. Сколько раз на данный момент вы играли перед публикой и каковы общие впечатления?


- На данный момент группа Inter Arbores дала 3 концерта в различных клубах Петербурга…Общие впечатления? Хммм… Смотря у кого. Музыкантам группы понравилось выступать, а вот зрителям наша музыка… Скажу только, что в основной массе людям нужно координально другое от «живых» выступлений, чем то, что даёт наша музыка… Люди жаждут «огня», энергетики, «мяса»… в полной мере мы этого дать не можем, хотя… в некоторых «брутальных» местах наших песен народ оживлялся. Да… было довольно много людей, которым понравилась наша музыка (в основном ценители жанра), но и они сошлись во мнении, что музыка наша - не концертная… Как сказал один из зрителей: «под такую музыку лежат в тёмной комнате с бокалом вина и депрессируют…»



- Это как-то повлияло на ваши дальнейшие концертные планы?


- Никак. Самое главное то, что они есть. Группа планирует начать более активную концертную деятельность осенью, когда MCD будет (я надеюсь) уже записан… На этих концертах мы отыграем материал с будующего полноформатника… Я очень надеюсь, что у нас получится сделать видеозапись концертов… возможно, отрывки мы выложим на сайте…



- Насколько российская думовая сцена входит в сферу твоих интересов?


- Хммм… если бы она существовала, она бы занимала не меньшее место, чем европейская или американская. Но сейчас мы можем с уверенностью говорить, что её просто НЕТ. Я знаю много групп, которые играют Дум (или подобие его) в России, но, как я уже говорил ранее, не сложилось ШКОЛЫ как таковой… нет традиций… Из русских команд я бы выделил Burial Shades, Океан печали, Subhuman Abstract (aka Comatoze Vigil), Autumn (disbanded), SCALD (disbanded).



- То есть ты склонен считать, что отсутствие собственных традиций является одной из основных причин того неудовлетворительного результата, который мы сегодня имеем? Той малочисленности и разрозненности, в результате которой, пожалуй, большинство людей не сможет назвать и более двух-трех отечественных составов рассматриваемого направления?


- Именно так. Вот смотрите: если сейчас в России появится новый жанр, и у этого жанра будет несколько зачинателей, а затем – несколько последователей… тогда можно говорить о сложении школы, некоторых норм и традиций…

Я считаю, что единственная школа death/doom’а зародилась в начале 90-х в Великобритании… и она так и останется единственной. Это был своеобразный «Великий Взрыв» для жанра, породивший множество осколков, множество подобий. Этот «взрыв» так и останется одиночным… это было ядро, а всё, что делается сейчас в различных странах, – это некие уже взрывные волны (хотя многие группы приходят к думу не по классическим «образцам», но это – отдельные случаи). Эта волна пронеслась и по России в середине 90-х, породив множество групп ala My Dying Bride или Anathema… но… сколько же раз я читал в интервью различных black и death групп о том, что «сперва мы играли doom, но потом…». Стиль изживал себя и уходил…

И ещё одно. Вы заметили, что большинство этих самых «малочисленных и разрозненных» - выходцы из провинции? Практически нет команд из столиц. А всё из-за того, что эта самая «волна» дошла туда чуть позже, чем в первые города страны… Вот и получается, что когда в столицах уже «отыграли» doom и перешли на модный black, в других городах зарождались Forest Stream и Scald. Если следовать такой теории, то нам осталось недолго.



- Думаю, консолидация всех заинтересованных лиц все же способна не только отсрочить, но и воспрепятствовать предзнаменованной тобой гибели российского дума, способствуя укреплению этого «неизученного еще наукой явления». Задачка не из простых, но…


- Нет-нет… я совсем не предсказывал гибель дума как таковую… я просто не вижу дальнейшего пути существующих групп и очень надеюсь на молодёжь… Если говорить об участии заинтересованных лиц, то я бы выделил создание портала doom-metal.ru, призванного собирать эти самые «лица» под единым знаменем. Я сильно надеюсь на этот проект, однако идеальным банком данных он тоже не будет.



- Что касается непосредственно возможностей зарождения неких традиций жанра на постсоветских пространствах, то кроме pagan-фолковых экспериментов Gods Tower на ум мне ничего существенного что-то не приходит. Возможно ли вообще сделать в данном случае нечто кардинально новое?


- Безусловно, эксперименты в жанре нужны… ведь мы не хотим глупых клонов? Мне очень хочется, чтобы новые команды больше экспериментировали, вводили что-то новое в жанр… создавали действительно интересные ходы в сочинении, в звуке…

Насчёт примеров – ну хотя бы те же Forest Stream, которые привнесли в свой melodic death/black’овый саунд думовые элементы… Или ещё мне рассказывали, что на Нижегородской метальной сцене есть группа Sadwings of Destiny, исполняющая самый настоящий doom-cor… Ведь интересно, правда? Значит, есть будущее?



- Во всяком случае хочется на это надеяться. Ладно, абстрагируемся от этой темы. Скажи, где для тебя кончается дум и начинается уже gothic metal? Я считаю этот вопрос актуальным и в наши дни, ибо сам частенько бываю несогласен с «думовостью» того или иного музыкального произведения.


- Честно говоря, для меня этот вопрос не актуален вообще. Просто для того, чтобы копаться в стилях, нужно хотя бы знать их… А о готике я ничего не знаю… да, на самом деле, и не хочу. Из всего метала я слушаю и знаю лишь один стиль – Дум… далее – ничего. Дело всё в том, что мне просто не интересно это направление в музыке по сути своей… А дум мне нравится, скажем так, по своей «идейности», по мыслям и чувствам, вкладываемым в эту музыку… Таким образом, я не могу сказать – где дум, а где – готика… Максимум (да и то относительно) я могу сказать – где дум, а где его уже нет… Хотя на самом деле этот принцип не является основой подбора музыки… Не Дум как таковой является источником музыкального интереса, а сам интерес, развиваясь и трансфомируясь со временем, так или иначе задевает этот музыкальный стиль… Как видите, сторогой детерминации нет… Лишь свобода и ветер…



- Планируете ли вы в будущем организовать почтовую рассылку своих релизов? Сам прекрасно понимаешь, что трудновато порой бывает новому в этих делах человеку достать альбомы тех или иных отечественных групп, а тем более уже давно канувших в лету. Признаться, меня в связи с этим ставят в тупик заявления некоторых музыкантов навроде «диски можно приобрести только в городе N, позвонив по такому-то номеру телефона»…


- Честно говоря, пока мы ещё не думали серьёзно над этим вопросом… Возможно, наш первый MCD будет выпущен самостоятельно, а следовательно и тираж будет не очень большим. Насчёт полноформатника – планируем уже думать о лэйбле, который будет заниматься вопросами поставки дисков в другие города России. Но идея о почтовых рассылках мне очень по душе… Ведь это удобный (правда, не очень быстрый и надёжный) способ приобрести нужную запись у самих музыкантов. Если я не ошибаюсь, таким распространением своих записей занимается группа Екклесиаст. Также такой пересылкой занимается знаменитый лэйбл бельгийского гения Stijn van Cauter… Видимо, всё-таки удобно…



- В связи с этим возникает еще один вопрос по поводу будущего релиза. Что будет представлять собой артворк к «Funerare Arbores», как к первой официальной работе группы, и кто этим занимается?


- Сейчас идёт разработка сюжета к оформлению обложки диска… Рассматриваются несколько вариантов… но мы сходимся в одном – артворк должен отражать тематику группы, узнать (а может, домыслить самому) можно исходя из названия группы… «Среди Деревьев»… обложка должна отражать множество смыслов, которые могут быть заключены в этой фразе… Какие это смыслы? Пожалуй, мы будем постигать их ещё до тех пор, пока будет жива сама группа….



- Так как интервью у нас вышло довольно специфичное, назови под конец и своих общемировых думовых фаворитов из числа не очень хорошо известных широкому кругу слушателей групп.


- Хмм…Что же слушает «широкий круг»? И что для него «не очень хорошо известно»? Ну ладно, если говорить о фаворитах, то кроме «британской двойки» я бы назвал ещё такие команды как Thergothon, Esoteric, The Funeral Orchestra, Nortt, Earthcorpse, Chalice, Fall of Greywinged One, Skeptiсism, Tristitia, Solitude Aeternus, Thorr’s Hammer, Until Daeth Overtakes Me, Despond, dISEMBOWELMENT…



- Ок, на этом мы заканчиваем. Надеюсь в скором времени услышать вашу первую запись. Что-нибудь напоследок?


- Читайте книги и смотритесь чаще в зеркало.



Официальный сайт группы: www.interarbores.nm.ru


Sather Morgul, 18.06.2004

© Demogorgon, 2004
Назад