За несколько лет своего существования эта контора уже успела неплохо зарекомендовать себя и продолжает уверенное движение вперед. Причина этого, как мне кажется, кроется в целеустремленности тамошнего «кормчего» и в настоящее время практически единственного человека, занимающегося всеми делами значка. Конечно, в большинстве случаев вы не найдете релизов Stygian Crypt, зайдя в ближайший музыкальный магазин своего города. Но если вас действительно интересует интересная и качественно поданная российская музыка, то приложение небольших усилий несомненно будет стоить того. Советую хорошенько запомнить это название! Думается, лэйбл Андрея Обоскалова в будущем еще не раз порадует нас своими релизами.

 



- Первый вопрос самый предсказуемый, самый избитый, но в то же время и наиболее необходимый для людей, впервые слышащих о твоем лэйбле. Расскажи нам о том как, когда и где все начиналось, почему ты решил заняться этим делом, и что представляет собой Stygian Crypt на нынешний день?


- Лэйбл был основан в начале 2002 года в городе Верхняя Пышма Свердловской области (пригород Екатеринбурга) мной и моим партнером Константином. Целью создания лэйбла было продвижение молодых (прежде всего отечественных) групп и издание их альбомов на компакт-дисках. Поскольку я давно интересовался отечественным андерграундом, меня всегда угнетала та ситуация, когда наши талантливые группы вынуждены реализовывать свой материал только на кассетах с, как правило, безобразным качеством копирования. В то же время на западе выпускается на CD столько откровенного дерьма, что уши в трубочку сворачиваются. Было решено внести свой вклад в дело издания качественной музыки в нормальном виде, то есть на CD. Первые три контракта (Radigost, Diathra и Thy Repentance) были заключены по нашей инициативе, остальные после прослушивания присланных промо-дисков. Летом 2003 года Константин по ряду причин личного характера покинул лэйбл. В настоящее время Stygian Crypt - мое личное детище. Всю работу по выпуску и продвижению релизов Stygian Crypt осуществляю лично я. На данный момент в активе лэйбла 10 выпущенных компакт-дисков отечественных команд, в том числе один дигипак (Radigost «For The Honor Of Our Truth...For The Honor Of Our Faith...»). Одиннадцатый релиз – дебютный альбом проекта Лихолесье (pagan ambient) будет готов в течение ближайших двух недель (диск под названием «Извечное коловращение» был выпущен 30 апреля – прим.). С конца прошлого года мне удается придерживаться графика, выпуская по одному диску в месяц. Надеюсь и в дальнейшем придерживаться такой периодичности выпуска.



- В чем заключались первые ваши шаги по становлению лэйбла почти два с половиной года назад?


- Во-первых, сбор материала (закупка кассет) и прослушивание возможных кандидатов на издание. Во-вторых, заключение договора с заводом на издание дисков. В-третьих, многочисленные консультации с Алексом Кантемировым (низкий ему поклон за его неоценимую помощь). Ну, и самое главное - решение вопроса: где занять денег на первый релиз? В конечном итоге все крупные и мелкие проблемы были решены, и в сентябре 2002 года первый диск – альбом «Nocturne» московской группы Radigost – вышел в свет.



- Доволен ли ты нынешним уровнем известности своей конторы в России? Внедряются ли сейчас какие-то промо-кампании по раскрутке брэнда?


- Я думаю, что лэйбл уже достаточно известен. По крайней мере, я не даю о себе забывать. Каждый месяц выходит новый диск, соответственно рецензии, интервью и т.п. То есть так или иначе я постоянно нахожусь на виду. Так что основной способ продвижения – постоянная высокая активность. Естественно, что проводятся и промо-акции - реклама в журналах, обмен баннерами в сети. Сейчас еще предлагают конкурс с призами устроить. Посмотрим, что из этого получится. К тому же в ближайшее время на промо-дела планируестся поставить отдельного человека, который будет специализированно этим заниматься.



- Небольшие лэйблы, как правило, отличаются либеральной политикой по отношению к коллективам. Не мог бы ты в нескольких словах рассказать, какие пункты включают в себя подписываемые тобой с группами соглашения, если это не закрытая информация? Для всех ли предусматриваются одинаковые условия?


- Я бы не хотел обсуждать контракт во всех подробностях, поскольку все-таки это действительно закрытая информация. Могу сказать только, что роялти составляет 15% от тиража. Все остальное может варьироваться в зависимости от самых различных факторов.



- В гостевой твоего сайта я неоднократно натыкался на сообщения, оставленные различными музыкантами, и поэтому было бы небезынтересно узнать - как много тебе приходит соответствующей корреспонденции, и какими принципами ты руководствуешься при отборе групп, с которыми подписываешь контракты?


- Промо-пакеты приходят постоянно. Не могу сказать, что их очень много, но материала для размышлений хватает. Конечно, как правило, по различным причинам более чем 90% материала отсеивается. Главный критерий отбора – мой собственный вкус. Я ни в коем случае не претендую на роль критика и не высылаю рецензии на отслушанный материал. Неоднократно случалось, что какой-то проект при всех его достоинствах был отбракован по причине того, что музыка меня не зацепила. Если же проект понравился, я всегда иду навстречу музыкантам, и, даже если в записи присутствуют определенные недостатки, по возможности предпринимаю все усилия, чтобы их устранить и выпустить материал в максимально высоком качестве.



Radigost- Наряду с оригинальной продукцией каталог Stygian Crypt включает в себя и CD-переиздания старых кассетных релизов - это и дебютник Radigost и тот же «Two Sides...» Little Dead Bertha. Что еще из старого материала ты был бы не против издать?


- В этот список можно еще добавить Thy Repentance «Through The Twilight Eyes Of Frost», Diathra «Wistful Auitumn Dance», Phantasmagory «Anamorphosis Of Dreams». На самом деле мне без разницы, когда был записан материал. Единственный критерий выбора – чтобы материал нравился мне. Если альбом мне понравился, я его выпущу, даже если он был записан 20 лет назад. А в ближайших планах на переиздание – альбом 1996 года «In Sadness Gloom» воронежской думовой команды Mystical Gate.



- Хм, немного провокационный вопрос. Всегда ли удается достигнуть консенсуса о переиздании MC в более прогрессивном формате? Другими словами, случались ли срывы – материал хорош, а переиздать его по каким-либо причинам не удается?


- Пока таких обломов не было. Оно и понятно - кому ж не хочется на CD выпуститься? Пока ситуация такова, что желающих выпуститься гораздо больше, чем желающих выпустить. Теоретически возможна ситуация, когда возникнут проблемы с поиском владельцев авторских прав, но пока все обходилось нормально.



- Какими тиражами на данный момент разошлись твои релизы, и какая группа пользуется наибольшим успехом у народа по результатам продаж?


- Пока что все мои релизы выходили тиражом 1000 экземпляров. Возможно причина того, что тиражи небольшие в том, что всегда есть проекты, которые нужно реализовать первично (как правило, график выпуска расписан на несколько месяцев вперед) и на допечатке уделяется не так много внимания. Тем не менее, в ближайшее время планируется допечатка первого альбома Radigost. Среди лидеров продаж (в данной ситуации имеется в виду то время, что понадобилось для продажи всего тиража) я мог бы назвать Thy Repentance (тираж распродан за полгода) и Autumn (тираж распродан за 8 месяцев).



- Где происходит тиражирование CD?


- Диски печатаются на Уральском электронном заводе, который находится в Екатеринбурге и, по моим сведениям, является одним из крупнейших производителей компакт-дисков в России.



- Какая-то часть продукции отправляется за границу (у тебя все же впечатляющий список зарубежных партнеров) или дистрибьюция осуществляется только в одностороннем порядке?


- За границу уходит около 2/3 всей продукции. Партнеры, указанные в соответствующем разделе сайта, занимаются распространением моих дисков на западе. На данный момент этот список значительно увеличился. Соответствующие изменения вскоре будут сделаны на сайте.



- И как они отзываются о востребованности нашей музыки? Диски не долго пылятся на складах?


- Все зависит от опыта работы и расторопности конкретного дистрибьютора. Кто-то и 3 диска не может продать, а кто-то десятками заказывает. То, что группа из России, не имеет решающего значения у большинства лэйблов (хотя есть и такие, что о русских группах и слышать не хотят). Достаточно сказать, что самым успешным на западе релизом был альбом группы Autumn «Осень вечна». Альбом, полностью спетый на русском языке, с русскоязычным названием, с буклетом на русском языке. Музыка сказала все. Мне даже немного жаль, что зарубежные слушатели не могут оценить красоту лирики группы.



- Как твои первые партнеры из-за бугра реагировали на предложение о сотруднечестве с российским лэйблом и изменилось ли что-нибудь с тех пор?


- Нормально реагировали. Кстати, первым, кто откликнулся на мое предложение, был довольно крупный американский лэйбл Red Stream. Я работаю с Патриком (шеф Red Stream) все это время, и мне импонирует его профессионализм во всех аспектах работы лэйбла. В общем-то, бОльшая часть потенциальных партнеров отнеслась к новому лэйблу благожелательно. А изменилось то, что сейчас я, в общем-то, уже известен в андерграунде, и новые контакты завязываются гораздо проще и быстрее.



- Какова схема реализации остающейся трети выпускаемой продукции на российском рынке? Это только почтовые рассылки?


- Почтовые рассылки составляют достаточно небольшую часть реализуемой продукции. Остальные диски распространяются через оптовиков (Sound Age, например).



Devil May Care- А кто занимается общим дизайном оформления компакт-дисков?


- Как правило, группы сами присылают готовый дизайн буклетов. Другое дело, что его почти всегда приходится доводить до ума и готовить к печати. Этим занимается мой хороший знакомый, профессиональный дизайнер Павел Тейхриб. В некоторых случаях ему приходится делать почти весь дизайн самостоятельно (дизайн буклета диска Devil-May-Care разработан именно им).



- Пересекались ли когда-нибудь сферы интересов Stygian Crypt и российских «гигантов» звукозаписи? Существенна ли, вообще, степень накала конкуренции в этом бизнесе у нас в стране?


- А кто подразумевается под гигантами звукозаписи? Irond и Fono? Эти организации не являются частью андерграунда. Это коммерческие организации, целью которых является получение прибыли и не более того. Они не работают с отечественными группами (за ОЧЕНЬ редким исключением). Их приоритет – лицензионная продукция, за которую можно получить реальные быстрые деньги. В отечественный андерграунд им вкладывать деньги невыгодно, поскольку диски наших групп не продать в тех количествах и в те сроки, в которые продаются лицензионные диски. Мой же интерес - именно отечественные группы. Лицензионная продукция мне неинтересна. Поэтому у нас нет общих сфер интересов. Что касается конкуренции в андеграундных кругах, то скажи мне, много ли ты знаешь лэйблов, серьезно работающих с отечественными группами? По пальцам можно пересчитать. А сколько у нас групп? Тысячи. Так что о какой конкуренции может идти речь? На данном этапе все мы делаем общее дело – вытаскиваем наш андерграунд из «задницы». Все мы друг друга знаем и друг другу помогаем.



- Тогда скажи, кто, по твоему мнению, сегодня реально работает на подъем нашей сцены?


- Все лэйблы, выпускающие отечественные команды на CD, РЕАЛЬНО работают на подъем сцены. Радует то, что таких лэйблов становится все больше. Очень хочется надеяться, что количество постепенно перерастет в качество, что постепенно мы сможем оплачивать группам нормальные студии, платить нормальные роялти. Чтобы они могли закупать нормальный инструмент, устраивать туры, чтобы они могли зарабатывать концертами. Для этого нужно, чтоб наш покупатель повернулся к нам лицом. Я буду счастлив, если наши металхэды будут покупать наши группы, потому что они не хуже, а некоторые и лучше большинства зарубежных групп, выпускающихся у нас по лицензии, когда они поймут, что любая страна сильна СВОЕЙ сценой. Тогда у нас появятся средства на достойный инструмент, хорошие студии и качественный звук на концертах.



- Наткнувшись недавно в сети на еще одно твое интервью, я увидел совершенно четкое и ясное видение решения вопроса повышения интереса у нашего слушателя к нашим же исполнителям – интеграция российского metal в мировой underground. По-твоему, попытки непосредственного «донесения музыки отечественных коллективов до отечественных же фэнов» по большому счету изначально обречены на неудачу?


- На данный момент да. По крайней мере, сейчас идет тенденция к перенасыщению рынка огромным количеством лицензионных дисков. Среди них наши команды просто теряются. За весь прошлый год было выпущено около 50 компактов отечественных команд. Сколько при этом было выпущено лицензии при условии, что Айронд печатает по 5 штук еженедельно, CD-Maximum примерно столько же, Фоно чуть меньше? Я не хочу сказать, что выпуск лицензии – это плохо, но перекос налицо. Пока что хоть как-то сбалансировать ситуацию пытается только Си Ди Максимум, за что им огромное спасибо. Остальные стараются не замечать нашей сцены. Отговорки о ее слабости – это ложь, и они это отлично знают. Просто это коммерчески невыгодно в данный момент. А работать на перспективу им, видимо, не интересно. С другой стороны работает все тот же стереотип, что наши по определению играть не умеют. Пока он распространен в массах очень широко. Только когда на западе будут говорить, что русские команды очень хороши, тогда и наша публика начнет слушать наши же группы.



- Почему при такой «прозападно ориентированной политике» среди выложенных на сайте отзывов на релизы лэйбла практически нет ревью от изданий стран дальнего зарубежья?


- Они есть, только находятся в англоязычной версии сайта. Перевести их на русский все руки не доходят. Раздел «Пресса» - единственный на моем сайте раздел, где содержание разных версий различное.



- Интересно узнать твои личные музыкальные предпочтения. Когда ты «заразился» подобной музыкой, и как со временем, вплоть до нынешних дней, менялись твои предпочтения. Думаю, эта информация может пригодиться и некоторым музыкантам, хе-хе…


- В силу своей деятельности мне приходится сталкиваться с самыми различными стилями экстремальной музыки, поэтому я почти «всеяден». Не перевариваю только панк, хардкор, ню-метал, стоунер и альтернативу. А началось все в 86 году с альбома «Killers» Iron Maiden. Затем был «Breaker» Accept, Rage «Execution Guaranteed». Сначала в сферу моих интересов попали классические хардовые группы (Led Zeppelin, Deep Purple, Rainbow, Uriah Heep) и опять-таки классика heavy metal (уже упоминавшиеся выше группы), а также классика арт-рока (с удовольствием слушаю и сейчас ELP, Pink Floyd, ELO, Mike Oldfield). Не могу не упомянуть также и наши рок/метал группы того времени: конечно же, Ария, Круиз, Мастер, Алиса, ДДТ и более андерграундные Облачный край, Патриархальная выставка, Рок Штат, Калинов мост (хотя это условно: в середине восьмидесятых ДДТ, и, скажем, Облачный край находились на одном уровне популярности). Это была база. Затем я слушал thrash и power 80-х (до сих пор слушаю Helloween, Blind Guardian, Scanner, King Diamond, Sabbat). В 90-х годах к этим направлениям добавился death metal. В середине 90-х получился некоторый провал, связанный с женитьбой, рождением ребенка, окончанием института, началом бизнеса. Я не переставал слушать музыку, просто на несколько лет выпал из активной жизни. Во второй половине 90-х я вернулся (не последнюю роль в этом сыграло подключение к Интернету), открыл для себя black metal, doom metal (до сих пор это мои любимые стили) и постепенно пришел к мысли перевести свое увлечение на более профессиональную основу, благо опыт ведения бизнеса у меня уже имелся. Сейчас я слушаю (с удовольствием) почти все направления экстремальной музыки. Особо интересны группы, рискующие смешивать различные направления: иногда результат получается просто потрясающий.



Scratching Soil- Вопрос, адресованный скорее как к фэну с многолетним стажем. Как бы ты описал путь развития русскоязычных изданий о тяжелой музыке с самого проникновения этой культуры в нашу страну и до нынешних дней?


- Дело в том, что, по моему личному мнению, печатные издания о тяжелой музыке у нас и сейчас находятся в плачевном состоянии. Однако, начнем с самого начала. В восьмидесятых у нас с печатными изданиями было не то, что плохо, а просто никак. Вся информация о западной музыке (существование отечественной тяжелой музыки в прессе тогда просто замалчивалось) просачивалась только в ряде «ругательных» статей в центральной прессе (газета «Комсомольская правда» в первую очередь). Все, что можно было найти в плане информации, редкие публикации в журнале «Ровесник». Когда там в ‘87 году начали публиковать рок-энциклопедию, это стало настоящим шоком. Помню, я чуть ли не наизусть заучил статью об Accept в первом выпуске этой энциклопедии. Чуть позже, в начале 90-х появилась газета Рок Сити, где тяжелой музыке уделялось достаточно много внимания. Было еще несколько менее известных изданий, названий которых я уже просто не помню. В середине девяностых уже было неколько изданий. Тот же Рок Сити, новорожденный Легион, Blacksmith Андрея Колпакова. К тому времени появилась масса фэнзинов, зачастую рукописных, распространяемых в единичных экземплярах. К концу девяностых количество печатных изданий несколько увеличилось, хотя их оставалось очень немного. К тому времени у нас появился интернет. Количество изданий в сети всегда было больше, чем печатных изданий, но многие из них отличались более коротким сроком существования.

Теперь посмотрим, что мы имеем в настоящее время. У нас есть несколько действительно известных печаиных изданий. В первую очередь, это минский М, выросший из Легиона. На мой взгляд, это самое интересное реально независимое издание о тяжелой музыке в СНГ. Пускай в нем нет глянцевой бумаги (за исключением обложки), но статьи там всегда интересно читать, интервью, как правило, эксклюзивные, рецензии подробные и по делу, расценки на рекламу вполне умерены. Вторым бы я назвал Дарк Сити. Там уже не все так хорошо. Внешне все очень красиво, изготовлено на мелованной бумаге, а вот внутреннее содержание вызывает иногда недоумение. Во-первых, назвать его независимым изданием язык не поворачивается: практически везде натыкаешься на Айрондовскую рекламу. Во-вторых, очень много материалов о музыке, не имеющей к металлу никакого отношения (вроде как считается изданием о тяжелой музыке), а теперь часть материалов и к музыке не имеет никакого отношения. В-третьих, рецензии зачастую выглядят как элементарные отписки. Ну а публикации обнаженных девушек (а теперь и юношей) в конце журнала вообще клубничкой попахивают. Далее, есть у нас журналы In Rock и Rockcor, но они лишь частично освещают вопросы тяжелой музыки, и назвать их специализированными нельзя. Давно ничего не слышно о Painkiller’е, и я не знаю, жив ли он сейчас. Умерло русскоязычное издание немецкого Legacy, а жаль – журнал был замечательный. Из новых я бы отметил Fatal Forum. На мой взгляд, журнал имеет очень большую перспективу. Сам по себе журнал очень толстый и включает в себя массу интересных интервью, огромное (более 200) количество подробных рецензий. Другое дело, что большинство освещаемых коллективов находятся в глубоком андерграунде, но с другой стороны про Dimmu Borgir и In Flames мы и в вышеуказанных мажорных изданиях достаточно часто почитать можем. Из недостатков я бы назвал достаточно редкую периодичность выхода (2 раза в год) и достаточно невнятные рекламные блоки (отсканированные, похоже, с флаеров), однако, учитывая, что это плод работы одного (!!!!) человека, вопрос о периодичности отпадает, а вопросы рекламы вполне решаемы.

Вот в общем-то и все, чем мы можем похвастаться на сегодняшний день. Для нашей огромой страны это мизер! Отсюда и вывод об общем плачевном состоянии метал прессы в нашей стране.



- На самом деле это, можно сказать, общепризнанный факт, а твое личное мнение – еще один угол зрения, подтверждающий общее положение. Ладно, раз уж на то пошло, то выскажись и по поводу того, в чем ты видишь главные причины этой ситуации, кроме неблагоприятствующего экономического положения.


- Недостаток профессионалов, желающих заниматься именно этой частью андерграунда и общедоступность сети интернет: при минимальных вложениях на сайте можно разместить практически неограниченное количество информации. С печатными изданиями куча различных головных болей различной степени тяжести + значительные финансовые вложения, которые могут и не окупиться + ограниченность в плане размещения информации. Западные издания живут за счет рекламы. Скажите мне, КТО здесть будет размещать рекламу при нынешнем степени развития инфраструктуры? Пока что желающих разместить рекламу не очень много, да и в финансовом отношении далеко не каждый сможет, скажем, проплатить рекламу на обложке журнала.



- И последнее. Можешь ли ты сейчас четко сформулировать план дальнейшего развития Stygian Crypt?


- 1. С максимально возможной интенсивностью (но не в ущерб качеству) продолжать выпуск достойных представителей нашего андерграунда.

2. Расширить работу по промоции групп. Возможно, уже летом этим будет заниматься новый сотрудник.

3. Активизировать работу с потенциальными дистрибьюторами по всему миру.

Это основное. Есть еще масса всяческих нюансов, но это уже частности.



- Большое спасибо за интервью. Хоть и с длительными проволочками, но оно все-таки состоялось! Что бы ты еще мог добавить ко всему вышесказанному?


- НАМ ЕСТЬ, ЧЕМ ГОРДИТЬСЯ! СКОРО ОБ ЭТОМ УЗНАЕТ ВЕСЬ МИР!



Официальный сайт лэйбла: www.stygiancrypt.cjb.net

Sather Morgul, 28.06.2004

© Demogorgon, 2004
Назад